Версия для печатиДобавить в избранное

Опережая рынок. Интервью генерального директора ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Андрея Васильева

Об основных отраслевых тенденциях и трендах бункеровочного бизнеса, а также об участии своей компании в арктических проектах «Эксперту Северо-Запад» рассказал генеральный директор ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Андрей Васильев.

В настоящее время активизируется освоение северных арктических территорий. Можно рассказать поподробнее о вашем участии в этом проекте? Какие перспективы вы видите у этого направления?

Одна из приоритетных задач для нашей компании в северном регионе – посильное участие в развитии транспортного коридора Северный морской путь (СМП). Наш посильный вклад – это развитие снабжения судов топливом на всем протяжении пути. В настоящее время активно наращивают мощности порт Саббета и Новый порт, они ориентированы на снабжение и обслуживание судов, задействованных в работе по этому направлению.

С какими научно-производственными кластерами Северо-Запада вы взаимодействуете? Какие есть интересные инновационные разработки?

Совместно со специалистами ФГУП «Крыловский государственный научный центр» мы занимаемся разработкой специализированного судна-бункеровщика, работающего на сжиженном природном газе (СПГ). Одна из сложностей использования газа в качестве судового топлива – это его хранение и конфигурация танков. Дело в том, что температура хранения СПГ – 160 градусов по Цельсию, и эта температура должна все время оставаться стабильной. Поэтому пока мы не можем говорить о дальних перевозках – приходится связывать суточный расход с нормой хранения и дальностью плавания.

У нас уже существует несколько разработок судов, отличающихся размерами, методами погрузки-выгрузки, тоннажем. Есть проект бункеровщика, работающего на комбинированном газодизельном топливе, есть полностью газовый бункеровщик. Но, к сожалению, пока они существуют только на бумаге в качестве идеи. Для того чтобы двигаться дальше, необходимо переводить эти проекты из научных разработок в рабочую документацию, начать размещать на заводах заказы. Но тут нужна активная позиция судовладельцев, а им необходима уверенность, что все мощности спроектированного судна будут задействованы.

Поскольку технология применения газа пока еще новая, я думаю, что она будет обкатываться на грузовых судах, а пассажирские начнут ее использовать чуть позднее.

Какова стоимость судна, работающего на СПГ? И сколько будет стоить бункеровщик?

Такие суда отличаются от традиционных в части двигателя и топливной аппаратуры. Сам двигатель на 20% дороже, чем стандартный. Поэтому в зависимости от размеров стоимость судна на 5-10% увеличивается. Усредненной цифры нет, все зависит от размера судна, его спецификации. Стоимость же всего бункеровщика сейчас только в процессе определения.

А как сейчас обстоят дела на бункеровочном рынке России и Северо-Запада в частности?

На Северо-Западе потребности судовладельцев в поставках бункерного топлива обеспечены. Я мог бы охарактеризовать бункерный рынок Санкт-Петербурга как стабильный. При этом считаю вполне логичным шагом развитие порта Усть-Луга в Ленобласти, поскольку в настоящее время Большой порт Санкт-Петербурга не может наращивать свои мощности из-за того, что он находится в самом центре мегаполиса.

Хорошая динамика наблюдается в порту Мурманск. Его развитие связано с арктическими проектами крупнейших российских нефтекомпаний. Порт Калининград показывает положительную динамику в течение всего года, несмотря на рост тарифов на транспортировку грузов в этом регионе. Порт Архангельск активно функционирует в летнюю навигацию, когда осуществляются поставки топлива на суда, задействованные в порту Саббета и на Вальторавской губе. В целом общая динамика по Северо-Западу положительная.

Если смотреть более глобально, то за последние шесть лет российский бункерный рынок развивался очень стремительно. В качестве положительной рыночной тенденции можно отметить рост доли специализированных бункерных подразделений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), потому что это выгодно не только самим ВИНКам, но и судовладельцам, операторам портов. Крупные компании могут инвестировать в обновление портовой инфраструктуры. Все это капиталоемкие проекты, реализация которых владельцам небольших компаний, как правило, не по силам. Кроме того, за счет структурирования рынок становится более прозрачным, так как в больших корпорациях механизмы ценообразования, информация о продукции, как правило, более открыты.

Журнал «Газпром», Март 2015

Возврат к списку


Яндекс.Метрика