Версия для печатиДобавить в избранное

21 процент. «Газпромнефть Марин Бункер» укрепил позиции на российском рынке

Российский бункерный рынок в 2015 году сократился на 12,6%. Однако, специализированному предприятию «Газпромнефть Марин Бункер» удалось сохранить лидирующие позиции, нарастив на снижающемся рынке свою долю на 2,4% – до 21%. Предприятие реализовало 3,92 млн т топлива. К 2025 году «Газпром нефть» планирует довести объём реализации судового топлива до 4,9 млн т.
Российский бункерный рынок в 2015 году сократился на 12,6%. Однако, специализированному предприятию «Газпромнефть Марин Бункер» удалось сохранить лидирующие позиции, нарастив на снижающемся рынке свою долю на 2,4% – до 21%. Предприятие реализовало 3,92 млн т топлива. К 2025 году «Газпром нефть» планирует довести объём реализации судового топлива до 4,9 млн т.


Рынок

Мы уже отмечали, что падение цен на нефть вызвало целую цепочку негативных явлений в различных отраслях экономики. Среди таковых можно указать снижение конкурентоспособности российских портов, уменьшение количества судозаходов и грузооборота. Как следствие этого сократилась востребованность бункерного топлива. По итогам 2015 года отечественный рынок сократился более чем на 2 млн т (12,6%). Реализацией светлых, темных и специализированных конвенционных сортов судового топлива для морского и речного транспорта в «Газпром нефти» занимается специализированное дочернее предприятие – «Газпромнефть Марин Бункер». Оно было создано в 2007 году и прочно заняло лидирующие позиции на российском бункерном рынке. «Газпромнефть Марин Бункер» работает на Севере, Балтике, Дальнем Востоке, Черном море и на внутренних водных путях. В прошлые годы доля предприятия стабильно держалась на уровне 18,6%. При этом абсолютные показатели росли – по итогам 2013 года общий объём продаж составил 3,2 млн т, из которых в розницу было реализовано 2 млн т судового топлива, а в 2014-м эти – 4,2 млн т и 3 млн т, соответственно. Российский рынок в те годы активно расширялся. Другое дело – работа на сокращающемся рынке 2015 года. «В этой ситуации удержать как прошлогодние рубежи, так и плановые показатели можно было за счет эффективности логистики и продаж. Мы сработали достойно», – отмечает генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера» Андрей Васильев. Суммарно предприятие реализовало 3,92 млн т топлива, из которых 3,1 млн т – в розницу. Сохранение объемов продаж на сокращающемся рынке позволило «Газпромнефть Марин Бункеру» увеличить рыночную долю до 21%. В целом же прямое сопоставление с предыдущими годами показывает, что хоть предприятию и не удалось повторить показатели сверхуспешного 2014 года, но результат 2015-го на 700 тыс. т лучше показателя 2013 года.Фактически предприятие успешно подтвердило свой статус лидера бункерного рынка России.


Инфраструктура

Кризисные явления на рынке не помешали «Газпромнефть Марин Бункеру» развивать собственный флот и инфраструктуру, а также совершенствовать логистику и предоставляемые потребителям услуги. Одним из ключевых портов для операционной деятельности предприятия является Мурманск. Этот порт важен для развития Северного морского пути, а также для обеспечения Приразломного и Новопортовского нефтегазоконденсатных месторождений. Напомним, что первый в России действующий добычной проект на арктическом шельфе – «Приразломная» – включает в себя не только платформу, но и обслуживающий флот. Бункеровка судов осуществляется через базу в Мурманске. В 2015 году Кольском заливе начал работать рейдовый перегрузочный комплекс мощностью 15 млн т в год, что позволяет предприятию пересмотреть планы, связанные с реконструкцией мурманского терминала. «Это один из тех проектов, сроки реализации которых мы имеем возможность перенести, о чем и сообщили нашим партнерам. На рейдовом комплексе по нашему заказу и проекту оборудована бункеровочная система, ее танки, переоборудованные под бункерное топливо, имеют общий объем свыше 9 тыс. куб. м. Совместная работа рейдового перегрузочного комплекса и нашего бункеровщика позволит нам существенно оптимизировать бункеровки в Мурманске», – подчёркивает Андрей Васильев. Усиливаются позиции предприятия на рынке Черноморского региона. В марте 2015 года к двум имеющимся на Чёрном море был приобретён новый бункеровщик («Газпромнефть Омск», дедвейт 5372 т). Началось техническое перевооружение терминального комплекса в Новороссийске: закончены работы по увеличению в два раза резервуарного парка под темные нефтепродукты, планируется увеличение пропускной способности пункта налива в автоцистерны и железнодорожной эстакады, повысятся энергоэффективность, экологическая и промышленная безопасность. Если в 2014 году перевалка через терминал в Новороссийске составила 508 т судового топлива, то в 2015-м этот показатель был превышен к концу ноября. В целом, предприятие нарастило реализацию судового топлива в портах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Тамань, Кавказ и Темрюк на 22% – до 795 тыс. т (из них «в борт» – 682 тыс. т). Доля предприятия в регионе достигла 20,3%. Однако в связи с понижением курса рубля стало сложнее приобретать запчасти и расходные материалы за границей. В этой ситуации показала свою эффективность техническая политика, заложенная в основу компании «Газпромнефть Шиппинг» – не покупать флот старше 10 лет и не эксплуатировать суда старше 25 лет. «Наши бункеровщики находятся в хорошем техническом состоянии и не требуют существенных капитальных затрат. Мы не сталкиваемся с серьезными заменами моторесурсной части, в основном осуществляя техническое обслуживание. Часть необходимого оборудования имеет аналоги отечественного производства – их легко найти в России. Те запасные части, которых здесь нет, находятся в широкой доступности и перебоев с ними не возникает», – отмечает Андрей Васильев.


Топливная конкуренция

Требования рынка постоянно меняются. Так, с 2015 года в Северо-Западном регионе действуют новые, более жёсткие нормы, касающиеся качества топлива (ограничивается содержание серы). «Газпромнефть Марин Бункер» начал реализацию ультранизкосернистого топлива и по итогам года занял почти 20% рынка этого продукта. По оценке «Газпромнефть Марин Бункера», молодой на данный момент рынок ультранизкосернистых топлив в Балтийском регионе будет формироваться ещё как минимум в течение пяти лет. В 2015 году рынку не хватало стабильности. Сейчас на рынке Северо-Запада России появилось два ультранизкосернистых продукта – их производят ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК. «Объем всего остального – смесевых видов, получаемых из малосернистого топлива, нефти смешением с дизельным топливом – не превышает 10%. Мы взаимодействуем с партнером “Газпром нефти” – компанией НОВАТЭК, поставляя на рынок производимое ею ультранизкосернистое топливо», – поясняет Андрей Васильев. Предприятие готово к увеличению этого сегмента рынка. Кроме того, разработана собственная рецептура ультранизкосернистого топлива «Газпром нефти», производством которого займётся Омский нефтеперерабатывающий завод. Внедрение новых экологических стандартов стимулировало конкуренцию между традиционными топливами (мазутом и дизелем) и альтернативными, в том числе сжиженным природным газом (СПГ). Суда, работающие на СПГ, начинают работать как в Европе, так и в США, а также странах Азии. Но развитие этого направления затормозилось. «Низкие цены на нефть и нефтепродукты сработали на отлагательный статус СПГ-проектов, – комментирует Андрей Васильев. – Снижение ценовой разницы между использованием мазута, дизельного топлива и СПГ вынудили многих судовладельцев отложить проекты по строительству СПГ-судов на 5-7 лет. Теперь инвестиционные проекты ждут возникновения приемлемых условий. При этом инфраструктура для малотоннажного СПГ для нужд бункерной отрасли развивается». На стадии проектирования и строительства в мире находятся шесть бункеровщиков СПГ. Суда планируется эксплуатировать в бассейне Балтийского и Северного морей, а также вдоль побережья США. Активно идёт развитие наземной инфраструктуры, терминалов по приему, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (Зеебрюгге, Роттердам, Гамбург). «Газпромбанк» работает над проектом строительства завода в Высоцке, позднее будет построен завод Балтийский СПГ. «Газпромнефть Марин Бункер» в свою очередь планирует построить бункеровщик СПГ. «Мы видим, что этот сегмент рынка будет развиваться, и не забываем о том, что в среднесрочной перспективе вступят в силу и ограничения по выбросам окислов азота. Таким образом, можно ожидать, что на регулярной основе заправка СПГ газотопливных/двухтопливных судов начнется в 2019-2020 годах. Несколько лет потребуется на окончательное становление рынка, и примерно к 2025 году мы сможем расценивать его как состоявшийся и полноценный сегмент бункерного рынка РФ Северо-Западного региона. Предварительная оценка емкости рынка в российских портах Северо-Запада – около 400 тыс. т в год. К слову сказать, рынок ультранизкосернистого топлива в 2015 стартовал с такой же цифры», – отмечает Андрей Васильев.


Реки

Важным направлением деятельности бункеровочного предприятия стало развитие заправки речных судов. На данный момент главной проблемой в этом секторе рынка для всех участников является то, что российские бункеровщики пользуются инфраструктурой, которая была создана ещё в советское время. На сегодняшний день она находится в не лучшем состоянии, поэтому сектор бункеровки речных судов требует значительных капиталовложений. «”Газпром нефть” планирует реализовать проект строительства сети топливозаправочных комплексов на реках. Этот проект относится к числу стратегических, – говорит Андрей Васильев. – Будем соблюдать принцип разумности и достаточности. Для того, чтобы преодолеть расстояние от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону, судну, в зависимости от количества груза и глубины реки, требуются две, максимум три заправки. В действительности же практически никто не ходит по такому маршруту от начала до конца. В большинстве случаев происходит вывоз товаров из средней части страны либо в южном направлении, либо наоборот. Следовательно, заправки должны быть и на верхнем участке речных путей, и на нижнем».


За рубежом

Заметно окрепло за два года существования балканское дочернее предприятие GazpromneftMarineBunkerBalkanS.A. в румынском порту Констанца. «Там сформирована профессиональная команда, которая решила задачу на данном этапе развития – заняли нишу на местном бункерном рынке и добились значительной рыночной доли. Ресурсное обеспечение предприятия происходит двумя путями – с нашей собственной новороссийской нефтебазы и из сербской компании NIS. Взаимодействие с местными государственными органами, логистика и коммерческая деятельность отлажены и, думаю, наша балканская “дочка” готова если не к прорыву, то к существенному укреплению своих позиций в Констанце. Естественно, с распространением деятельности на рынки сопредельных стран также связаны наши надежды. Мы работаем над развитием этого направления. Его оптимальный способ воплощения связан с совместным вариантом реализации топлив на реке Дунай с бункерным подразделением компании NIS» – поясняет Андрей Васильев. В августе 2013 года «Газпромнефть Марин Бункер» приобрело актив в Эстонии – AS BalticMarineBunker. Предприятие эксплуатирует собственный бункеровщик, использует для перевозки арендованные емкости и закупает топливо как у материнской компании, так и на местном рынке. Ведётся полноценный трейдинговый бизнес на территории Евросоюза. В 2016 году ООО «Газпромнефть Марин Бункер» планирует продвигаться на рынке ультранизкосернистого топлива, укреплять надёжность обеспечения судов, задействованных в транспортировке нефти с арктических месторождений «Газпром нефти», а также продолжать работу над проектом СПГ-бункеровщика. Журнал «Газпром», №7-8 2016

Возврат к списку


Яндекс.Метрика